11 марта-
День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны — памятная дата, отмечающая подвиг советского народа в годы войны.
История создания Уральского добровольческого танкового корпуса
Идея создания танкового корпуса возникла на Урале в дни завершения разгрома гитлеровских войск под Сталинградом. В газете «Уральский рабочий» 16 января 1943 года была опубликована заметка «Танковый корпус сверх плана», в которой рассказывалось об инициативе коллективов танкостроителей: изготовить в первом квартале 1943 года сверх плана столько танков и самоходных орудий, сколько необходимо для оснащения танкового корпуса; одновременно обучить из своих же добровольцев-рабочих водителей боевых машин. На имя Председателя Государственного Комитета Обороны было направлено письмо, в котором уральские рабочие просили разрешения сформировать особый уральский добровольческий танковый корпус имени товарища Сталина. 24 февраля 1943 года из Москвы пришла ответная телеграмма: «Ваше предложение о формировании особого добровольческого Уральского танкового корпуса одобряем и приветствуем. И. Сталин».
Организаторы создания Уральского добровольческого танкового корпуса:
секретарь Свердловского обкома ВКП (б) В. М. Андрианов (в центре), генерал-лейтенант танковых войск Г. С. Родин (слева)
и командующий войсками УрВО генерал-лейтенант А. В. Катков (справа), 1943 год.
ЦДООСО. Ф. 221. Оп. 3. Д. 558. Л. 1.
Добровольно было подано 110 тысяч заявлений, что в 12 раз больше, чем требовалось для укомплектования корпуса, из них было отобрано 9 660 человек. Среди добровольцев было много квалифицированных рабочих, специалистов, командиров производства, активных коммунистов и комсомольцев. Всех отпустить на фронт было невозможно, так как это нанесло бы ущерб выполнению заказов фронта. Специальные комиссии отбирали достойных кандидатов с условием, что коллектив заменит уходящих на фронт. Отобранные кандидатуры в возрасте до 40 лет рассматривались и утверждались на рабочих собраниях. Партийная прослойка составила 50 % от общего числа всех бойцов и командиров танковых бригад. Отбор в Уральский добровольческий танковый корпус проводился очень строго. На Уралмаше из 2 250 пожелавших пойти в танковый корпус взяли только 200 добровольцев, в Нижнем Тагиле из 10 500 подавших заявления отобрали 544 человека, в Верхней Салде из 437 - 38 человек и так далее.
Исходя из местных условий и ресурсов областей, соединения и части корпуса формировались в следующих населённых пунктах: Свердловск, Молотов, Челябинск, Нижний Тагил, Алапаевск, Дегтярск, Троицк, Миасс, Златоуст, Куса и Кыштым.
На территории Свердловской области формировались: в городе Свердловск – штаб корпуса, 197-я танковая бригада, 88-й отдельный разведывательный мотоциклетный батальон, 565-й медико-санитарный взвод; в городе Нижний Тагил – 1621-й самоходно-артиллерийский полк, 248-й дивизион реактивных миномётов («катюш»); в городе Алапаевск – 390-й батальон связи. Посёлок Дегтярск стал местом формирования частей 30-й мотострелковой бригады: управления бригады, 1-го батальона, разведывательной роты, роты управления, миномётного взвода и медико-санитарного взвода.
На территории Молотовской области формировались: в городе Молотов (ныне город Пермь) – 299-й миномётный полк, 3-й батальон 30-й мотострелковой бригады, 267-я ремонтная база; в городе Кунгур – 243-я танковая бригада.
На территории Челябинской области формировались: в городе Челябинск – 244-я танковая бригада, 266-я ремонтная база, инженерно-миномётная рота и рота автотранспорта 30-й мотострелковой бригады; в городе Златоуст – 2-й батальон 30-й мотострелковой бригады; в городе Кыштым - 36-я рота подвоза ГСМ, рота противотанковых ружей и рота технического обеспечения 30-й мотострелковой бригады. Местом формирования 743-го сапёрного батальона стал город Троицк, а 64-го отдельного бронеавтобатальона – город Миасс.
Одновременно по всему Уралу продолжался добровольный сбор средств в фонд создания корпуса, было собрано свыше 70 миллионов рублей. На эти деньги у государства были выкуплены боевая техника, вооружение и обмундирование.
Огромный вклад в общее дело внесли комсомольско-молодёжные фронтовые бригады, родившиеся на Уралмашзаводе: бригады электросварщиц Александры Рогожкиной, Полины Павловой, Феликсы Гржибовской, Полины Степченко, станочниц Анны Лопатинской, револьверщиков Михаила Попова, «пятисотников» и «тысячников» Анатолия Чугунова, Василия Пахнева, Дмитрия Сидоровского, Григория Коваленко, Ивана Литвинова, Тимофея Олейникова, Александры Подберезиной.
На Уралэлектротяжмаше славились своими трудовыми показателями бригады Марии Прусаковой, Анны Лагуновой, Валентины Бояринцевой, Таисьи Арзамасцевой, Леонида Вавилова, Михаила Ларюшкина.
На Уральском турбинном заводе трудились бригады Марии Жлобич, Веры Ильиной. Не считаясь со временем, работали слесарь станков-автоматов Федор Космынин, токари Николай Петров и Константин Орлов, Клара Верзилова, Людмила Кучерова, сверловщица Евгения Земскова, слесарь-сборщик Андрей Шевцов.
На Машиностроительном заводе имени Калинина самоотверженно трудились слесари Александр Ушаков и Петр Иванов, токари-расточники Владимир Тарпенко и Василий Андрюнин, фрезеровщик Алексей Кузнецов, токарь Борис Рябчиков.
В цехе № 125 Уралвагонзавода работали револьверщица Клара Печеницына, токарь Петр Катков. На военном заводе № 50 проявляли трудовой героизм токарь Ольга Коняева, шлифовщица Эмилия Чубыкина, слесарь Сергей Никитин. Шила солдатские шапки Клавдия Шаненкова, шинели — Вера Самохина, готовила сухари для бойцов Тамара Васильева.
Руду добывали на горе Высокой и горе Благодать. Металл для танков выплавили и прокатали сталевары, доменщики Свердловска, Нижнего Тагила, Серова, Первоуральска, Алапаевска, Кушвы. Редкие уральские металлы сделали броню неуязвимой. Трудящиеся Красноуральска, Кировграда, Ревды, Каменска-Уральского снабдили медью и алюминием. От других заводов Урала танкостроители получали моторы, орудия, приборы, агрегаты, радиопередатчики, боезапас. Грузили готовые танки на железнодорожные платформы, сделанные в Тагиле, засыпали в топки паровозов уголь, добытый егоршинскими и богословскими горняками. Уральские парни-танкисты были одеты в обмундирование из арамильского сукна, обуты в сапоги фабрики «Уралобувь».
На 17 июля 1943 года материальная часть корпуса составляла:
танков Т-34 - 202 единицы, Т-70 – 7 единиц;
бронемашин БА-64 – 68 единиц;
самоходных 122-мм орудий – 16 единиц;
орудий 85-мм – 12 единиц;
установок М-13 – 8 единиц;
орудий 76-мм – 24 единицы;
орудий 45-мм – 32 единицы;
орудий 37-мм – 16 единиц;
миномётов 120-мм – 42 единицы;
миномётов 82-мм - 52 единицы.
Уникальный подарок танкистам сделали златоустовские мастера-оружейники: для каждого добровольца на Инструментальном комбинате города Златоуста был изготовлен стальной нож, получивший неофициальное название «чёрный нож». За эти ножи УДТК у противника получил наименование «Schwarzmesser Panzer-Division» (нем. - «танковая дивизия чёрных ножей»).
Приказом Народного комиссара обороны от 11 марта 1943 года корпусу было присвоено наименование — 30-й Уральский добровольческий танковый корпус. С тех пор 11 марта считается днём рождения УДТК. 18 марта 1943 года командовать корпусом был назначен генерал-лейтенант танковых войск Георгий Семёнович Родин, начальником штаба – Б. Ф. Еремеев, начальником политотдела – полковник С. М. Куранов.
Первые секретари Свердловского, Челябинского и Молотовсого обкомов партии от имени трудящихся Урала зачитали наказ добровольцам:
«Родные наши сыны и братья, отцы и мужья!.. Провожая вас на битву с лютым врагом нашей Родины, хотим напутствовать вас своим наказом. Примите его как боевое знамя и с честью пронесите сквозь огонь суровых битв, как волю людей родного Урала… На свои средства снарядили мы добровольческий танковый корпус, своими руками любовно и заботливо ковали мы для вас оружие. Дни и ночи работали мы над ним. В этом оружии – наши заветные и горячие думы о светлом часе нашей полной победы, в нем – наша твёрдая, как Урал-камень, воля: сокрушить и истребить фашистского зверя. В горячие бои несите с собой эту нашу волю. Помните наш наказ. В нём – наша родительская любовь и суровый приказ, супружеское напутствие и наша клятва… Ждём вас с победой!».
Добровольцы поклялись выполнить наказ уральцев.
Эшелоны с личным составом и боевой техникой 10 июня 1943 года прибыли в Подмосковье. Здесь в корпус был включён 359-й зенитно-артиллерийский полк, другие части и подразделения.
30-й Уральский добровольческий танковый корпус вошёл в состав 4-й танковой армии, которой командовал Василий Михайлович Баданов.
Информация с сайта:
http://ugvim.ru/virtualmuseum/zal-istorii-udtk/istoriya-sozdaniya-udtk/index.php
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Вести казачества