Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Однако появление на свет девочки было радостью — тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами.
Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения ее воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность , трудолюбие, терпение и отзывчивость. И волновались и молились о её счастье. Все обычаи и обряды, которыми была окружена жизнь девочки, домашние, семейные.
Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, быть на людях, постоянно соревноваться, он будущий защитник Отчизны, то девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье - крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака.
Начиная от самого первого, все «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, а веселыми. Так, «смывали с дочушки заботы» - тетки, мамки, няньки, крестная — первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку. В это время отец — единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник (ребенка до трех месяцев вообще никому не показывали, боялись сглаза и даже крестить в церковь носили с закрытым кружевами лицом), ел «отцовскую кашу», специально приготовленную — горелую, насоленную, наперченную, политую горчицей, чтобы она была совершенно несъедобной. Он должен был съесть ее, не поморщившись, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось». Все девичьи праздники отмечались в узком детском кругу на женской половине дома, куда приглашались только родственники.
Праздники всегда сопровождались подарками, угощением, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки «на бантик», гребешок на косынку, платочек — ходить в церковь. Подарки буквально сыпались на девочку, однако это не означало, что ей все позволено и жизнь была у нее сплошным праздником.Трудовая жизнь начиналась очень рано. Если пятилетний казачонок уезжал с отцом на охоту, на покос, на рыбную ловлю и там помогал уже всерьез, то отнести мужчинам еду в поле, постирать, заштопать обтрепавшуюся в работе одежду девичья забота. К братьям девочки относились с огромным уважением. И не зря: случалось, что пятилетние братья уходили с отцами и в военные походы. И возвращались домой через десяток лет закаленными бойцами.
Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. В обязанности крестной матери входила помощь родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучать ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. В девочке - казачке с детства воспитывали сознание того, что она хозяйка дома, на ней держится хозяйство, казачья мораль и обычаи. С пяти лет девочка училась вышивать, шить, вязать. В её обязанности входила обязанность нянчить младших и помогать старшим в семье.
Девочки фактически начинали работать с малолетнего возраста, находясь постоянно при матери и подражая ей, они участвовали во всех домашних делах.
Когда девочка переходила в разряд девушек, то об этом старшая женщина в доме сообщала старшему члену семьи—мужчине, им покупалось серебряное колечко и торжественно вручалось девушке. С этого момента все знали, что девушка «хваленке» - будущая невеста, и должна готовить себе приданное. Кольцо носилось на левой руке. При выходе из дома, поездках молодую девушку всегда сопровождали старшие женщины- казачки.
Отрывок из книги "МЫ КАЗАКИ"
изданной станица Березниковская
хуторское казачье общество" хутор Верхнекамский"
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Летопись