Мы встретились с протоиереем Константином Остренко, чтобы обсудить с ним итоги прошедших в начале года Рождественских чтений.
Конец января – время Рождественских чтений в Москве, на которые традиционно съезжается православная интеллигенция и духовенство со всей страны. Уже не в первый раз одна из секций мероприятия была посвящена развитию казачества. Возглавил секцию митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.
В рамках работы собрания состоялась международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». Гости секции приняли активное участие в диалогах на тему «Формы соработничества казачьих организаций и Русской Православной Церкви в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных казачьих ценностей», обсудили перспективы высшего казачьего образования, духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи, взаимодействие Русской Православной Церкви и казачества в зеркале СМИ, а также актуальные проблемы казачьей экономики.
После перерыва, участники встречи переместились в педагогическую мастерскую, где обсудили «Опыт духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах, реализующих образовательные программы с использованием культурно-исторических традиций казачества».
День завершился круглым столом на тему «Критерии оценки деятельности казачьих духовников» для руководителей епархиальных структур по взаимодействию с казачеством.
Одновременно с вышеперечисленными мероприятиями проходила коллегия войсковых священников, в которой принял участие протоиерей Константин Остренко, руководитель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством Пермской епархии.
Отец Константин – один из самых известных пермских священников, родовой казак, всегда активно содействующий восстановлению Пермского казачества. Став руководителем епархиального отдела, он приложил все силы к тому, чтобы казачество развивалось не только по внешним, формальным признакам, но и вернуло себе прежний духовный настрой, историческое самосознание. Батюшка лично задумал и воплотил проект казачьего храма в микрорайоне Нагорный, где наследники старинной культуры могли бы чувствовать единение в соборной молитве.
По словам священника, несмотря на множество заявленных выступлений, главной темой секции стало воцерковление казаков. Эта проблема является весьма злободневной, поскольку возрождение казачества идёт полным ходом, исключая лишь этот важный аспект. Существует расхожая острота, что казак может погибнуть за Церковь, но ни разу в неё не войти. Более-менее хорошо ситуация обстоит лишь в казачьих кадетских корпусах и классах, где ребятам прививают уважительное отношение к религии, и они, окончив школу, переносят это отношение в реальную жизнь. У них есть духовная потребность в исповеди, в причастии, они охотно участвуют в церковной жизни.
В 2014 году на чтениях отсутствовали представители украинского духовенства: в связи с тяжёлой политической ситуацией в государстве украинские священнослужители остались со своей паствой. Единственный приехавший из Украины священник рассказал, что в тех областях страны, где активно развивается казачье движение, политическая ситуация намного спокойнее и стабильнее, чем в целом по стране.
Отец Константин считает, что разговоры о противостоянии между реестровыми казаками окружного атамана Олега Салийчука и «общественниками» Михаила Трухина во многом не обоснованы. Просто каждый выбрал свой путь: одни оказались готовы взять на себя обязательства по несению государственной службы, а другие - нет. Но государство лояльно относится ко всем казакам, предоставляя возможность и реестровым и общественным казачьим организациям участвовать в социальных проектах, получать гранты, заниматься полезной деятельностью по патриотическому воспитанию молодежи.
Протоиерей Константин Остренко с уважением отзывается о должности войскового священника, но говорит, что это нелёгкое дело. «Любое занятие требует усилий, если относиться к нему серьёзно, вкладывать в него душу. Казаки – люди военные, и к ним, конечно, нужен особый подход. Но я и сам казак, для меня естественно было принять на себя это служение. Обидно только, что мы могли бы сделать гораздо больше, если б всегда понимали друг друга».
Общий христианский дух – то, чего сейчас так остро не хватает казачеству. Казаки – общество разных людей, отличающихся друг от друга возрастом, интересами, уровнем достатка и многими другими качествами. Единственное, что у казаков должно быть общим – это нравственные ценности. А в данном аспекте без веры в Бога и доверия к Церкви – никуда.
Общие традиции, общая молитва, уважение к старикам и служение Отечеству – вот те моральные скрепы, которыми объединены между собой совершенно разные люди, назвавшие себя казаками. И чем прочнее эти узы, тем сильнее казачество.
Вообще же отец Константин рад, что в последнее время на богослужения в храм приходит больше казаков. Если раньше под предлогом охраны общественного порядка казаки предпочитали находиться снаружи храма, а не внутри, то теперь многие из них всё-таки заходят в храм помолиться вместе со всеми, не забывая зорко следить за всем происходящим и контролировать ситуацию.
В заключение нашей беседы отец Константин Остренко просит разрешения сказать несколько слов сверх интервью: «Я хочу поздравить редакцию «Голоса Казачества» с днём рожденья. Это интересная, качественно сделанная газета, востребованная обществом – но почему-то не очень востребованная самими казаками. Так что мои пожелания обращены не только редколлегии, но и самим казакам: «Почаще заглядывайте в «Голосъ Казачества», будьте в курсе событий!»
Дмитрий Казаков, Екатерина Любомирская
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Публикации