Вечером 2 октября в Пермь прибыла чудотворная икона Курская-Коренная «Знамение», одна из самых почитаемых святынь Русской Православной Церкви и казачества. Этот древний образ был обретён ещё в XIII веке и пережил множество войн, однако сохранился до наших дней.
В России святыня пробыла всего месяц, из Перми она отправится обратно в США.
Встреча иконы состоялась при большом скоплении людей. Узнав о прибытии святыни верующие поспешили в Свято-Троицкий кафедральный собор. Икону в храм внесли митрополит Пермский и Соликамский Мефодий и, постоянно сопровождающий её, архиепископ Берлинский и Великобританский Марк, в сопровождении духовенства Пермской епархии.
На встречу иконы выстроились казаки Северо-Западного (Прикамского) объединенного окружного (отдельского) казачьего общества Волжского войскового казачьего общества во главе с Окружным атаманом О.И. Салийчуком и кадеты Новоильинского казачьего кадетского корпуса имени Атамана Ермака.
Также казаки обеспечивали порядок во время богослужения.
Затем в кафедральном соборе состоялся молебен с акафистом, стены храма с трудом вместили всех желающих увидеть святыню.
По окончании богослужения, когда верующие получили возможность приложиться к образу, митрополит Пермский и Соликамский Мефодий горячо поблагодарил архиепископа Марка за то, что Его Высокопреосвященство нашёл возможность привезти чудотворную икону в далекий от столиц уральский город Пермь. «Посмотрите, дорогой владыка, сколько верующих собралось сегодня в храме, несмотря на рабочий день! Пусть на улице дождь и ветер, но наши сердца согреты радостью от встречи с великой святыней!»
В ответном слове владыка Марк также поблагодарил Управляющего Пермской епархией за гостеприимство и выразил уверенность, что пребывание образа Богородицы на Пермской земле окажется целебным для пермяков, желающих укрепиться в вере: «Одна только судьба этой прекрасной иконы, не сгоревшей в пожарах, не украденной, не изрубленной на куски врагами веры, – видимое доказательство благого промысла Божия».
Напоминаем нашим читателям, что святыня доступна для поклонения в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми (ул. Монастырская, 93) только одну неделю: со 2 по 9 октября.
Краткая справка:
Эта икона была обретена в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял ее, чтобы рассмотреть, как из того места, где она лежала, забил сильный источник чистой воды. Охотник понял, что это не простой образ. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную святыню. Жители Рыльска стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.
Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу образу, приближавшемуся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве – и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконой он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день явления ее 8 сентября установлено ежегодное празднование.
Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого люди поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления, соорудили новую часовню и оставили ее там.
В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню, но она не загоралась. Живший при часовне священник, отец Боголеп, объяснил, что причина этого чуда - в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвой он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».
Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила ее богатой ризой, после чего она вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы была выстроена другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.
В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, святыня для большей безопасности была перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда по повелению царя Михаила Феодоровича она вернулась в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни святая икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.
Икона и ее списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию.
Перед этой иконой молился и еще ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский.
В ночь с 7 на 8 марта 1898 года революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима.
12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место. Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана, икона была перевезена за границу, через Константинополь, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии в первых числах ноября 1920 года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии. В 1950 году митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. С того же года под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). Встреченный епископом Серафимом в аэропорту, образ был немедленно доставлен в Ново-Коренную пустынь и с 1957 года пребывает в посвященном ему главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
Екатерина Любомирская, Дмитрий Казаков
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Вести казачества