Открытое письмо старого казака
к нашим «доброжелателям», а также ко всем казакам СЗКО ВВКО
Дорогие мои братья казаки!
Написать это письмо меня побудили сложные процессы, которые сегодня происходят в рядах пермского и вятского казачьего движения. Я долго и мучительно думал: что же мешает нам стать активной социальной силой в Пермском крае и Кировской области, решать важные задачи по сохранению духовных и культурных ценностей? Что предпринять, чтобы те, кто назвался сегодня гордым и славным именем «казак», прочувствовали свои обязательства перед Россией и ощутили готовность ей служить?
На мой взгляд, причины безнравственности и бездуховности как в современном российском обществе, так и в казачьей среде могут заключаться в неправильном понимании целей и смысла жизни. Беда наша в том, что на современном этапе общественной жизни продолжается активная экспансия американских и иных, чужеродных русскому народу ценностей в российскую, а значит, и казачью, культурно-образовательную среду.
Целенаправленно отрицаются все культурные, исторические, нравственные и иные ценности, позволяющие россиянину гордиться своим народом, его историей, культурой и традициями. Нам навязываются ценности типа «бери от жизни все», «ни в чем себе не отказывай» и т.п. На алтарь для поклонения возведен золотой телец. По моему мнению, значимость народа определяется не уровнем богатства, не обилием производимых материальных ценностей, а нравственным обликом его граждан.
По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «возрождение казачества надо начинать с возрождения казачьей души под полным и безграничным контролем совести казака. Казачество же должно идти по пути веры, здравого смысла и сохранения казачьих традиций. А что касается цели возрождения казачества, то ею является не столько создание войска, атаманского правления или борьбы за казачий присуд, сколько творение добра, Божией правды и борьбы со злом».
Казак – это «вольный человек, любящий волю, любящий свободу». С самого начала эти свободолюбивые люди вынуждены были с помощью оружия защищать свои дома и семьи. Затем они избрали смыслом своей жизни защиту Отечества. Но не все становились казаками. Любящие вольницу часто превращались в разбойников, которые нередко употребляли оружие не для святого дела, а для того, чтобы творить беззаконие. В отличие от разбойников, казаки понимали, что одной свободы недостаточно. Казак – это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божиему закону, поэтому без веры православной нет и казачества. Так было в давние времена, по таким законам мы должны жить и сейчас.
Не человеческое понимание свободы, не раскрепощение греха, похоти и страстей, а свобода во Христе. Свобода, подчиненная нравственному закону. Только тогда, когда свобода объединяется с ответственностью, вольный человек становится казаком, а не разбойником. Только тогда в сердце возникает любовь к людям и своем Отечеству.
Выступая перед казаками Дона, Святейший Патриарх Кирилл сказал: « Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям. Без сохранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно». Наша твердыня – Бог. Не забывайте об этом, братья. Только так мы сможем возродить к жизни единое православное казачество.
Есть еще одна проблема. Идеи казачества, его природа, ясная и категорическая, исключительная мощь духа традиции, быт, экономические основы никак не укладываются в чуждые формы западного либерализма. Западная безрелигиозная и бездушная культура и казачий всеобъемлющий дух сегодня встретились как смертельные враги.
Предлагаю сравнить современное значение слова «казак» с тем, что оно означало во времена наших предков. Для большинства наших современников казак – это исторический персонаж или этнографическая достопримечательность. Для наших предков слово «казак» ассоциировалось с доблестью духа и было высшей похвалой для мужчины. Моральные качества казака служили примером для остальных.
Зададимся вопросом, братья: какую духовную составляющую мы растеряли за эти годы? Можно ли говорить о возрождении казачества, если смысл самого слова «казак» потерян, если оно утратило изначальное наполнение? Соответственно казачество потеряло свои духовные ориентиры. Казачество – это прежде всего духовное братство, а не форма, погоны, прическа, нагайка и шашка. Без духовных основ казачество сводится к внешней обрядовости.
В прошлом служение казачества заключалось в защите Православия, обычаев и традиций народа Святой Руси. Казачество формировалось и пополнялось из православной среды. Главной целью жизни казака являлось спасение души. Главной шкалой ценностей – соответствие поступков задаче спасения души. Поэтому голос совести в душе казака должен всегда звучать сильнее голоса выгоды. Человека с такой шкалой ценностей невозможно купить или запугать. Свобода для казака не может быть без совести и закона Божия.
Сегодня, в наше непростое время, когда против страны и народа ведется скрытая, необъявленная духовно-информационная война, казачество должно занять свое место прежде всего на духовном рубеже. Что же происходит на самом деле?
Сейчас казачество состоит из двух больших частей. Первая – реестровое казачество, куда входит 11 войсковых казачьих обществ, вторая – состоит из общественных организаций казаков. Многие задаются вопросом и ожесточенно спорят: какая из частей – истинное казачество? На наш взгляд, правильных ответов два. Первый: ни одна из них, если в них нет соответствия духовным основам и отсутствует стремление исполнить свое предназначение. Второй: обе части казачества истинны, если соответствуют духовным основам Православия и своему предназначению. Таким образом, остовом казачьей культуры, духовно-нравственным стержнем казачьей идеи выступает, по нашему мнению, Православие.
К великому сожалению, следует указать, что сегодня понимание непреложности этого положения зачастую обесценивается, отодвигается на второй план в угоду различным интересам и выгодам. Создается опасная почва для размывания казачества, растаскивания его по различным направлениям – так называемым автономиям, для попыток приспособления казачества под нужды определенных политических сил. Считаю своим долгом напомнить о первородной сути казачьей идеи – Православии, ибо христианская вера всегда лежала в основе казачьего мужского братства.
Именно возрождение чистоты народных нравов, борьба с наркоманией, алкоголизмом, распущенностью должны стать нашими первоочередными задачами в духовно-нравственном воспитании не только молодого поколения казачьих обществ, но и казаков старшего возраста.
Конечно, подавляющее большинство казаков сегодня, не стесняясь, крестятся и ставят свечки в церквях. Но лишь немногие пытаются жить по христианским законам. Очень немногие казаки регулярно исповедаются, причащаются, держат пост. А ведь именно чистота нравов, неукоснительно соблюдаемая в казачьих станицах, помогала нашим предкам дольше всех сопротивляться богоборцам-революционерам. В то же время, по мнению старых казаков, с которыми мне довелось общаться в 60-х годах прошлого века, разложение казачества началось с потери семейных ценностей. С блуда телесного, который в конце концов привел к блуду духовному и политическому. А в итоге – к потере всего, что веками создавалось казачьим обществом.
В условиях, когда современная массовая культура, разлагающая нравственность и приводящая к полной деградации личности человека, максимально ослабила защитные функции русского народного организма. Современное российское общество даже не пытается противостоять духовной агрессии. Я убежден, что только православная вера может дать нам возможность сохранить свою самобытность и свободу.
Остро стоит вопрос о воцерковлении казаков. Когда казак принимает присягу, он клянется на Святом Евангелии и перед Крестом Спасителя. Но проблема в том, что большая часть казаков Евангелия никогда и не читала! Мы, на всех уровнях заявляя: «Казак без веры – не казак», - порой не понимаем, что вера познается в Божием храме, и вопрос катехизации казачества, приобщения его к православной вере требует серьезного обсуждения в казачьих обществах.
Современные условия жизни ставят казачество перед неизбежным выбором: развить свой внутренний потенциал, превратиться в значимую общественную, социокультурную силу общенационального масштаба либо оказаться на обочине общественных процессов, превратиться в глазах всего современного общества в одну из этнических групп, имеющих яркие, запоминающиеся атрибуты. В этом случае авторитет казачества не будет признаваться обществом, и деятельный потенциал его будет слишком слаб.
В этом плане колоссальное значение приобретают вопросы воспитания и образования казачьей молодежи. Системное образование – от казачьих детских садов до кадетского казачьего корпуса – позволит казачатам приобрести квалификацию в выбранной профессии, вместе с тем получить и необходимые знания о Православии, истории и традициях казачества. Такая система образования способна оказать сильное воздействие на настоящее и будущее казачьих обществ.
Казаки всегда уделяли большое внимание подрастающему поколению. «Добрые дети – дому венец, а злые – конец», - гласит народная мудрость. Забота о детях в казачьих семьях не сводилась только к тому, чтобы накормить, обуть и одеть своих дочерей и сыновей. Казаки стремились к тому, чтобы передать детворе свою любовь к отчему краю, воспитать уважительное отношение к старикам, верность православной вере и своей казачьей присяге. Огромную роль в духовно-нравственном воспитании детей и подростков играют священники, которые окормляют наши казачьи общества.
К сожалению, в нашей стране немало людей, которые не верят в Бога, уходят в язычество и пытаются увести за собой часть казачьей молодежи. При этом они игнорируют тот факт, что более пяти веков казачество неразрывно связано с Православием. Они не имеют права называть себя казаками!
Вопрос о роли молодежи стоит остро еще и по той причине, что во многих казачьих обществах преобладают люди зрелого и пожилого возраста, которые по различным причинам не могут строить новые общественные и экономические отношения. Это тормозит процесс совершенствования и развития казачьего движения.
В завершение своего письма хочу привести напутствие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Нужно помнить о том, что нравственные ценности всегда были превалирующими в нашей жизни. Именно фундаментальная нацеленность казаков на Православие помогла выжить нашему народу в условиях жесточайшего геноцида. Православная вера на протяжении многих столетий была и остается тем несгибаемым стержнем, той внутренней силой, которая определяла и определяет высокую духовность казачества, служение идеалам добра и правды, стремления к подвигам и презрение к опасности, необычайную стойкость – как в бою, так и в условиях повседневной жизни».
И да поможет нам Господь!
В.Ф. Рыбальченко,
потомственный донской казак, ветеран военной службы, казачий офицер, полковник
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Публикации
Комментарии
Ср, 25 июля 2012, 22:39:26 Ответить
Чт, 26 июля 2012, 05:01:34 Ответить
Сб, 16 июня 2012, 14:28:31 Ответить